Но в молодые годы крепкий сон, мне кажется, единственный закон.
Теперь говорить о сентиментальных романах не можно, не престижно. Помню в моем детстве, тетушки честно скупали и упивались книгами этой тематики, а теперь стыдливо прячут глаза. Ни одного нормального сообщества в сети не найти. А между тем, жанр имеет не просто вековую, тысячелетнюю историю. И знает множество образцов самого прекрасного свойства. Имена Стендаля, Золя, Ролана, Майн Рида украшают жанр. А что такой «Джейн Эйр»? «Грозовой перевал»? Откуда такой снобизм? Сентиментальное чтение делает мир чище и мягче. В конце концов, это просто романы о любви.
Законы жанра просты: герой и героиня мужественно преодолевают препятствия (непреодолимые на первый взгляд) к счастью. Безусловно, интересней читать роман, если он написан про необычных героев, величественных, красивых, не побоюсь этого слова, элегантных, хорошо одетых, образованных и можно даже титулованных. Т.е. обладающих всем тем, что в реальной жизни достигнуть можно пару раз в году: на Новый год и 8 марта. Если не пару раз в жизни: к бенефису или юбилею.
Понятно, что интереснее читать, если герои живут в замках, дальних континентах, экзотических башнях. А не ходят в булочную через дорогу. Приятно, если то, что происходит с героями – далеко от тебя. Гораздо дальше, чем пульт от телевизора.
Приятно, если они слегка узнаваемы. Хорошо, если читать книгу не менее приятно, чем грезить над ней. И еще лучше, если ее правильная (благополучная) концовка заставляет тебя не только улыбнуться, но и поверить, что, черт дери, есть еще счастье на свете.
Потому, совершенно не понимаю негативных отзывов на любимую книжку. Поспорила с другом, что напишу отзыв на «Принцессу и президента» Жискара Д, Этьена. И пишу. Да, я купила эту книгу. Прочла. И получила удовольствие. И не стыжусь. Потому, что мечтать о любви и читать хорошие сентиментальные романы – очень человеческое, очень женское и очень правильное занятие. А вот упрекать меня в том, что я – молода, сентиментальна, влюблена и люблю романы о любви – глупо.

@темы: Отзывы и рецензии

Комментарии
16.03.2010 в 15:49

otonia
Теперь говорить о сентиментальных романах не можно, не престижно.
Мне кажется с сентиментальными романами как с фентези или с детективами - слишком сильно забиты книжные полки вышеуказанных секций низкопробной макулатурой. Любовные романы часто напичканы штампами больше, чем сюжетом. Оттуда возможно и предубеждение.
16.03.2010 в 15:51

с любовью и всяческой мерзостью
Я только недавно преодолела в себе это предубеждение. И то, предпочитаю читать исключительно классику.
Так меньше вероятности того, что потратишь время зря.
16.03.2010 в 16:40

ну по моему,на вкус и цвет, все фломастеры разные(с)
я вот например читала одно время,может потому что была, как бы это сказать, потребность чтоли..хотелось верить.
мы же не говорим про бульварные романы,которых тысячи на книжных полках..а вот скажем "Гордость и Предубеждение" я читала.но толи не в настроение она попала..толи слог был слишком коряв..простите,я давилась книгой.но дочитала)
не соглашусь с Вами,что сейчас какой то снобизм романтично-сопливой литератутры..просто людям нужно сейчас другое.вот и спрос растет на другой жанр,а если есть спрос,есть и предложение.
я вот сейчас Брэдбери дочитываю..
потом возьмусь за что нибудь более легкое.
16.03.2010 в 16:45

«Неужели вон тот — это я?»
dganik, я выскажусь не против сентиментального романа, как такового, а против его современного состояния. Современный сентиментальный (или любовный) роман - это, мягко говоря, фаст-фуд от литературы, то есть есть можно и даже иногда бывает вкусно, но ничего хорошего в этом нет. Нет, попадаются действительно стоящие вещи и хорошие авторы, но далеко не часто и обычно они не слишком популярны.
Я не читал "Принцессу и президента", знаю только в общих чертах об этой книге и не берусь говорить именно о ней (хотя, если честно, поступок автора не кажется мне корректным). Но, например, я прочитал "Одиночество в сети" Януша Вишневского и "P.S. Я тебя люблю" Сесилии Ахерн. Во-первых, (это исключительно моё мнение, и я извиняюсь перед всеми, кому эти произведения нравятся) они "попсовые". Во-вторых, первое мне было неприятно читать из-за общего настроя, а второе - из-за невыразительного "голливудского" слога автора (не думаю, что книгу настолько мог испортить переводчик). В-третьих, многие авторы скатываются в так называемые "розовые сопли", тяготеют к примитивности (в частности, всем известная С. Майер; опять-таки извиняюсь перед поклонниками). Можно, конечно, объяснить это спецификой жанра, но классики же как-то не скатывались и не тяготели, нет?
Ещё один недостаток современного сентиментального романа кроется, как ни странно, в его современности. Если Джейн Остен, сёстры Бронте, Ги де Мопассан писали о XIX веке - об их современности, и в глазах некоторых людей (уж не знаю, большинства или нет, но думаю, что да) это гораздо интересней, чем читать про нашу с вами современность, которую мы знаем много лучше. Авторам бы в таком случае придумать какой-нибудь иной завлекающий манёвр, но не все этим себя утруждают. А те любовные романы, действие которых происходит в несовременном мире, сейчас относят к историческим, потому из классификации они выпадают. И обычно, они на голову выше, если на на две-три.
Не знаю, к сожалению или к счастью, но классика много чаще выигрывает у современности в этом направлении литературы.

P.S. Что самое интересное, и про булочную можно написать так, что вот "Ах!". Честно-честно.
16.03.2010 в 16:46

«Неужели вон тот — это я?»
Aeronia, поддерживаю. Сейчас очень много коммерческого и конъюнктурного в этом направлении (как и вообще в литературе), а это губит саму идею литературы, как мне кажется.
16.03.2010 в 17:18

otonia
В-третьих, многие авторы скатываются в так называемые "розовые сопли", тяготеют к примитивности (в частности, всем известная С. Майер; опять-таки извиняюсь перед поклонниками).
Я поначалу тоже хотела Майер упомянуть, как яркий пример, но не решилась).

Лично мне кажется, что сентиментальным романам подобная защита не требуется. Своей позиции они никогда не потеряют, так как читателей-романтиков подобные предубеждения не смутят, они как читали, так и будут читать подобную литературу, а людей, настроенных более серьёзно, подобное читать не заставишь.
И не думаю, что стоит смешивать современных представителей жанра с его классикой. Шарлотту Бронте, Джейн Остин на моей памяти никто не принижает, а вот образцы некоторого сегодняшнего творчества действительно не располагают к симпатии с точки зрения качества.
А вообще всё решит время). Что останется в памяти поколений, то и станет ещё одним представителем классики))
17.03.2010 в 07:28

Но в молодые годы крепкий сон, мне кажется, единственный закон.
Aeronia Согласна. Но ведь есть хорошие романы, с отличным слогом и словом. Лишенные штампов. Или умело использующие их. :(
17.03.2010 в 07:32

Но в молодые годы крепкий сон, мне кажется, единственный закон.
Облачный Кот СПасибо за Ваш комментарий! Вы не представляете, как много слов он мне подарил, аргументов в споре. Вы во многом очень чутко и верно описываете ситуацию. Про "попсовость" очень верно. Но ведь весь 21 век тяготеет к "попсовости", к некому облегчению информативного поля. Посмотрите, люди зачитываются штампованными новостями из светской хроники. Понятно, что это плохо. Но я смотрю на это, как на показатель времени.
Еще раз спасибо!
17.03.2010 в 07:33

Но в молодые годы крепкий сон, мне кажется, единственный закон.
sun. Не поверите, но Брэдбери я тоже люблю. Но ведь верно, что о любви у него искать не стоит? ;)
17.03.2010 в 07:34

Но в молодые годы крепкий сон, мне кажется, единственный закон.
Светиэль Спасибо. И верно. Но хочется чего-то нового...
17.03.2010 в 11:45

Не с первого раза открываются тайны, а с тысячного рубля...©
dganik Вообще, Золя принадлежит к школе реализма, так что уж кого-кого, а его сентиментальным не назовешь. Его и в свое-то время считали чересчур откровенным и шокирующим (вон хоть "Терезу Ракен" почитать)

Кроме того, "Стендаля, Золя, Ролана, Майн Рида" люди читать не стыдятся, так что я бы не ставила их в один ряд с сентиментальными романами. Скорее уж Бронте и Остин - классика и жемчужина жанра, а они из другой оперы.

В моем понимании, сениментальный роман - это сладкий роман о любви с перепитиями и хорошим концом. Ну или на крайний случай с легкой грустинкой. Его недостаток и одновременно достоинство (для кого как) в том, что он немного оторван от жизни, вот и все.

Я прочитала множество романов такого жанра с 12 до 16 лет. Потом, как говорится, наелась. И тоже обижалась, когда мама ругала такое чтиво. Кто-то не насыщается ими до старости - ну и что? Бывает, что у человека жизнь сама по себе невеселая или просто нехватка переживаний, он находит их в книгах. Кто-то любит веселые истории, кто-то грустные.

Я бы и сейчас их читала, но только раньше восприятие было как-то свежее. А сейчас уже цинично все воспринимается, не могу как раньше улыбаться от шуток героев и краснеть от двусмысленных ситуаций, которые с ними происходит. Потому что уже "не верю" в них.... А жаль.
17.03.2010 в 19:14

dganik я сегодня Саган открыла,мою любимицу.
весна.
просто нужно жить) выбирая то,с чем тебе будет интересно..
както так.
18.03.2010 в 08:07

Ведь я только всего и хочу, чтобы все вегда было по моему.
Никогда бы не отнесла "Грозовой перевал" к сентиментальному роману! Мне после него жутко было (не смотря на то, что очень понравилось!)!
19.03.2010 в 14:43

Don't believe in miracles, depend on them (c)
dganik
Да что вы, у Бредбери есть рассказы о любви. Название помню только одно, правда - "Апрельское колдовство", остальные же помню только по сюжету, но они точно есть) Правда, любовь там - не мыльная опера и не сладкие сопли...)