there is no black and white, right, right?
братцы-сестрицы, а посоветуйте интеллектуальных детективов типа конан дойля, агаты кристи или рекса стаута?

почему-то в последнее время все, что попадалось в этом жанре, содержит существенный элемент насилия или угрозы по отношению к расследующей персоне, а для меня интеллектуальная игра несовместима с саспенсом.
а кстати, интересно - почему в большинстве современной русскоязычной развлекательной прозы любого жанра, даже в любовном, прастигосподи, романе, кульминация обязательно завязана на угрозе и насилии? героев похищают, угрожают, пытаются убить... разве нет детективов, в которых трупы незнакомы читателю и в лучшем случае малознакомы герою?
спасибо!

Комментарии
20.05.2023 в 05:04

Я отличаюсь от других, разве нет? Я оригинален! (с)
Книги Уилки Коллинза )
20.05.2023 в 06:00

Тогда подойдёт Эрл Стенли Гарднер - про Перри Мейсона, адвоката, и прочих.
Или Найо Марш.
Эксбрайа - хорошие детективы, особенно "Спагетти или жвачка", " Лгуньи ".
Пер Вале ( в соавторстве с Май Шеваль).

Современных, позднее написанного Марининой, не читала. В смысле, отечественного.
20.05.2023 в 06:15

Маxмуд, зажигай! ©
Луиза Пенни, серия детективов об инспекторе Гамаше.
но должна предупредить, что в более поздних романах угроза главному герою присутствует, в ранних - нет.
20.05.2023 в 06:35

Еще из классиков - Патриция Вентворт и Джорджетт Хейер (у Хейер надо серию смотреть, у нее часть книг - классические детективы, а часть - исторические любовные романы, они совсем разные).
20.05.2023 в 08:13

Плюсую к Гарднеру - серия про адвоката Перри Мейсона
Есть цикл "Хроники брата Кадфаэля" - Эллис Питерс (но он в историческом антураже - средневековье и все такое.) Следствие ведет монах, бывший крестоносец.
20.05.2023 в 09:17

терпение такая прекрасная добродетель… за неимением других! (c)
Джозефина Тэй - классика английского детектива, о которой большинство не знает.
20.05.2023 в 16:14

Вперед и только вперед. К мечте пора двигаться, а не только лежать в ее направлении
а кстати, интересно - почему в большинстве современной русскоязычной развлекательной прозы любого жанра, даже в любовном, прастигосподи, романе, кульминация обязательно завязана на угрозе и насилии?
Скажу как автор: потому что это держит читателя в напряжении и подталкивает героя к активным действиям. Страх за свою жизнь - отличный мотиватор. Что касается подобных сцен в любовных романах и других жанрах, так там счастье нужно выстрадать. Награда дается за заслуги, иначе ощущается несправедливой. Герой, сумевший проявить интеллект чтобы избежать смертельной угрозы, куда привлекательнее героя, чье расследование проходило неторопливо и безопасно, а его провал заключался бы в том, что детектив просто не нашел бы убийцу и пошел домой, пить чай с плюшками.
20.05.2023 в 19:34

Двоюродная сестра Змея Горыныча и внучатая племянница Кащея Бессмертного
К. Грэм серия Расследования в Бэджерс-Дрифте
20.05.2023 в 20:31

there is no black and white, right, right?
всем спасибо!

Сусуватари, Irina77, насколько я помню, гарднер весьма неровный - то, что было переведено в совке, было заметно интереснее, чем более поздние переводы. не можете посоветовать конкретные вещи?

Naians, это достаточно очевидно, но согласитесь - изящный прием (см. ваше описание его полезности для драматургии книги), присутствующий в 95% произведений, перестает быть таковым и превращается в навязший в зубах штамп и досадную помеху для читателя (ну не все любят саспенс и жестокость, которые постепенно превращаются в неизбежный атрибут любого развлекательного жанра). к примеру, впс, когда книга подходит к концу, заранее знает, что вот сейчас... вот-вот... будет неприятно: героев ждут некрасивые неприятности. но недолго, потому что до конца книги осталось 2 главы... а к эпилогу все будет хорошо. просто надо промотать эти две главы... и грустно думает, что вот джейн остен (дюма и прочие классики) ухитрялись держать интригу и выписывать достойные кульминации без непременной жестокой сцены в последних двух главах.
20.05.2023 в 21:49

не можете посоветовать конкретные вещи? - "Показания одноглазой свидетельницы", хорошая книга.
Герд Нюквист - ИМХО, симпатичный автор. И Дороти Сэйерс. И Найо Марш, ее тут советовали. Плюсую к "Лгуньям" - по ним еще фильм был милейший, "Вендетта по корсикански".
20.05.2023 в 21:49

Вперед и только вперед. К мечте пора двигаться, а не только лежать в ее направлении
NoFace,
в 95% произведений, перестает быть таковым и превращается в навязший в зубах штамп и досадную помеху для читателя (ну не все любят саспенс и жестокость, которые постепенно превращаются в неизбежный атрибут любого развлекательного жанра)
Согласна, клише раздражают. И лишнее насилие в неподходящих жанрах тоже. Но избежать этого бывает непросто. Я как-то писала детективы "под Гарднера", он мне нравился. Написала один. Второй. Третий. И уперлась в тупик: детектив - довольно линейный жанр, схема которого постоянно повторяется. Убийство/исчезновение/похищение. Сбор информации и улик. Узкий круг подозреваемых, которые все подозрительны. Отработка и отбрасывание версий. Неожиданный мотив и преступник - самый не подозрительный из подозреваемых. Все. Больше писать нечего. Тягаться интеллектом с умным противником можно один раз, но не десять(разве что это серия и личный неуловимый Мориарти, которого однажды поймают). Еще можно смешивать жанры: детектив+мистика, детектив+фентези.
Вот и приходится использовать клише и пугать детектива, чтобы было о чем написать.
20.05.2023 в 21:54

чтобы было о чем написать. - у-ууу, как все запущено-то ((( Это обычное представление о жанре - но в том-то и дело, что пугачка НЕ составляет то самое "о чем писать". Пишем все равно о людях. выявлять характеры, жизненные ситуации, проблемы всякие - да детектив для этого как жанр подходит идеально! Там всегда есть о чем писать!!!
20.05.2023 в 22:10

Вперед и только вперед. К мечте пора двигаться, а не только лежать в ее направлении
Ela,
Само собой пишем о людях. Я имела ввиду именно схему детектива.
выявлять характеры, жизненные ситуации, проблемы всякие - да детектив для этого как жанр подходит идеально! Там всегда есть о чем писать!!!
А вот с этим нужно тоже быть осторожнее. Мне в последнее время стали часто попадаться детективы в которых жизненные истории о трудном детстве, плохих родителях, разводах, депрессиях, сломанных жизнях, травле и т.д. настолько задвигают собственно расследование, что понять не можешь, а это точно детектив? И зачем мне читать про ВСЮ жизнь каждого персонажа, каждую его неудачу, первую влюбленность, алкоголизм, когда я пришла за классическим "труп-сбор улик-расследование-раскрытие". Не все хотят читать "про жизнь" в детективах. Некоторых это раздражает.
20.05.2023 в 22:15

Не все хотят читать "про жизнь" в детективах. Некоторых это раздражает. - само собой, все хорошо в меру. Пересол, он и в книгах пересол. Но схема сама по себе тоже вполне плодотворна. Конан Дойл на этой схеме туеву хучу текстов про Холмса написал - и ничего, классно получилось!
20.05.2023 в 22:37

there is no black and white, right, right?
Naians,
и еще одно - страх за свою жизнь, безусловно, отличный мотиватор, но он выводит героев как за рамки психологической и поведенческой нормы, так и из пространства жанра, тем самым во многом обесценивая все, что было уже сделано в этом пространстве. в финале симфонии вместо соло на скрипке можно устроить на сцене взрыв, это будет громко и вызовет безусловное потрясение слушателей, но будет несколько далеко от искусства.

иными словами, если мы пишем любовный роман, его кульминация должна быть в пространстве любовного романа. помните, какой накал эмоций в финале Гордости и предубеждения? а если бы автор написал про похищение элизабет наемниками леди эллен с последующим запугиванием и освобождением героическим дарси - мне кажется, книга перестала бы быть бессмертной классикой, запечатлевшей тонкие движения души, и встала в ряды бульварного чтива.
то же самое, если бы в финале унесенных ветром скарлет поймали бы южные ренегаты-сопротивленцы с целью мести и шантажа, а героический рэт выкупал или спасал ее, а после уходил в закат. ну фигня же, а не романтический катарсис. нэ?
20.05.2023 в 22:44

there is no black and white, right, right?
Naians, и добавлю две копейки про интеллектуальный детектив. если честно, мне непонятно вот это:

И уперлась в тупик: детектив - довольно линейный жанр, схема которого постоянно повторяется. Убийство/исчезновение/похищение. Сбор информации и улик. Узкий круг подозреваемых, которые все подозрительны. Отработка и отбрасывание версий. Неожиданный мотив и преступник - самый не подозрительный из подозреваемых. Все. Больше писать нечего. Тягаться интеллектом с умным противником можно один раз

вы все правильно написали, но вывод (выделено жирным) шокирует. кмк, смысл как раз в том, что каждый раз сыщик тягается интеллектом с новым противником, и они все разные, и поэтому способ мышления/мотивы/пути сокрытия и т.д. у них разные. а когда у сыщика появляется постоянный интеллектуальный противник - интерес пропадает, потому что пропадает новизна знакомства с новыми тараканами - и эта новизна тараканов преступника - неотъемлемая часть прелести жанра. а также и то, что это знакомство будет поверхностным - ведь вы правы, и нам совершенно неинтересен глубокий психоанализ преступника, он нам интересен только как партнер сыщика по интеллектуальной игре.

самой что ли сесть писать серию детективов? мнэээээ...
20.05.2023 в 22:50

there is no black and white, right, right?
Ela, спасибо! может, еще порекомендуете хорошее фэнтези?
20.05.2023 в 23:05

Вперед и только вперед. К мечте пора двигаться, а не только лежать в ее направлении
NoFace,
то же самое, если бы в финале унесенных ветром скарлет поймали бы южные ренегаты-сопротивленцы с целью мести и шантажа, а героический рэт выкупал или спасал ее, а после уходил в закат. ну фигня же, а не романтический катарсис. нэ?
С тем, что насилие необязательно в неподходящих жанрах я уже согласилась. Видимо не очень ясно выразилась. В любовных и жизненных романах оно не нужно. Там как раз широкое поле возможностей для концовок. Вот с детективами сложнее.
что каждый раз сыщик тягается интеллектом с новым противником, и они все разные, и поэтому способ мышления/мотивы/пути сокрытия и т.д. у них разные.
Мы говорим о крутых преступниках типа Мориарти? Потому что нередко преступления совершаются обывателями по обычным мотивам: ревность, зависть, корысть, неконтролируемый гнев. И тогда профессиональный опыт детектива легко поможет раскрыть преступление. Так-то большинство людей не гении.
самой что ли сесть писать серию детективов? мнэээээ...
А почему бы и нет?) Многие с этого начинают: хочется сделать лучше, убрать навязшее в зубах клише и показать, что можно обойтись и без него. Скиньте ссылку, если напишете, я тоже люблю детективы и с удовольствием почитаю.
20.05.2023 в 23:29

Ela, спасибо! может, еще порекомендуете хорошее фэнтези? - в котором поджанре?
21.05.2023 в 00:19

Упс. Джон Диксон Карр - как же я могла забыть!
Элен Макклой.
Марджери Аллингем.
21.05.2023 в 02:30

there is no black and white, right, right?
Naians, нет, мы говорим об обычных обывателях, которые ухитрились удачно скрыть преступление, и тут появляется детектив-любитель, который любит разгадывать загадки. схватка двух супер-разумов - это, пожалуй, другой жанр, так же как остросюжетный детектив типа чейза или фрэнсиса.

Ela, спасибо!
поджанры... я люблю сыромятникову, громыко, недавно набрела на панкееву и зачитывалась первыми 8 или 9 книгами, когда у мира начались глобальные неприятности и сюжет закрутился в поджанре постапа - бросила. наверное, мне нравится умный несгибаемый герой любого пола в не слишком враждебном мире. приключения, прогрессорство, технофэнтези, боярка, попаданцы - ок
21.05.2023 в 03:41

Хмм... такую боярку, чтобы ее аж посоветовать... это как раз если вам что-нить такое вспомнится, юуду благодарна. в остальном ... думаю, вам понравится Ольга Голотвина, весь Великий Грайан практически целиком. Галина Гончарова - дилогия про некроманта, Ветана, Тайяна. Волк по имени Зайка, цикл Средневековая история, Терн и Елка... в общем, если Галина вам понравится, выбирайте сами, циклов у нее много.
21.05.2023 в 03:46

there is no black and white, right, right?
Ela, спасибо!
21.05.2023 в 04:41

"Древнее золото редко блестит"(с).
Честертона с его патером Брауном никто не упомянул.) Еще у Чапека хорошие детективные рассказы как раз в таком духе.
21.05.2023 в 06:48

Если ещё актуально, могу посоветовать детектив в жанре фэнтези)
"Этикет следствия"- Алекс Келин. Первая книга из трёх, собственно детективных, обстоятельства - примерно начала двадцатого века в Европе. " Твари Нави, твари Яви "- времена легендарных основателей. Написано живо, хорошим языком. И детектив на самом деле)
Дмитрий Билик "Имперский сыщик. Аховмедская святыня" - антураж пёстрый, расследование ведет маг с полуорком на подхвате, магических рас много.
Amarga и Воскресенская, "магисткрий.Чёрный Петер" - приключения и детектив.

Из Гарднера:
Дело о бархатных коготках
Дело о любопытной новобрачной
Дело о сбежавшем трупе
Дело о коте привратника
Это так, навскидку. Мне, помнится, окт двадцать назад много книг понравилось, особенно, если чередовать с детективами о Ниро Вульфе)
21.05.2023 в 21:55

there is no black and white, right, right?
Mad Lory, спасибо, оба читаны и любимы )

Сусуватари, спасибо! фэнтези погрызла, но в обоих случаях не зашел язык/стиль. пошла читать гарднера.